Итальянский оркестр под руководством В.Гергиева исполнил "Ивана Грозного" в Риме
В концертном зале Рима возникла необычная ситуация, когда репертуар Мариинского оркестра, состоящий из произведений Прокофьева, вслед за ним был исполнен Санта-Чечилийским Академическим оркестром.
По словам Гергиева, Санта-Чечилийский оркестр играл созданную для фильма Эйзенштейна Прокофьевым партитуру Ивана Грозного. Эта наисложнейшая партитура, несущая в себе огромное количество ярких звуков, исполняется большим оркестром в компании с детским хором, большим хором.
Это колоссальное произведение, сыгранное итальянским оркестром в огромном зале Санта-Чечилии, стало своеобразным подарком к 25-летию творческой дружбы между оркестром Мариинского театра в Петербурге и Академией Санта-Чечилии в Риме. Академию можно поставить на одну ступень со знаменитым итальянским театром Ла Скала, который является крупнейшей национальной и международной организацией, предметом гордости всей Италии.
По словам маэстро, два оркестра объединяет способность решения любой исполнительной задачи. Санта-чечилийский и мариинский хоры считаются самыми лучшими в мире. Несколько месяцев назад в Дортмундском фестивале (Германия), на котором исполнялись сочинения Прокофьева, оркестр представил публике партитуру Ивана Грозного, с участием хора Мариинского театра, которая прозвучала на высоком уровне.
По признанию Гергиева, «Иван Грозный», исполненный силами Академии Санта-Чечилии звучал с новой силой, одновременно как бы проводя краткую экскурсию в прошлое, и как будто бы предостерегая тех, кто ожидает заката России. Как отметил маэстро, именно такая реакция на это произведение и немецкой и итальянской публики.
Это музыкальное произведение, которое прозвучало в Риме, было особенно пронзительным, так и ощущался трагизм с таким огромным размахом и внутренним разломом, который присущ городу с великой и страшной историей. Как рассказал маэстро, Рим постоянно заставляет ощущать волнение от осознания его великого прошлого. Рим является истоком всех культурных ценностей, которые сейчас имеет человечество и наша планета.
Естественно, за прошедшие два тысячелетия очень много осталось в прошлом, но величие Рима осталось в настоящем. Маэстро признался, что такое же ощущение у него возникает и в Москве, наполненной свидетельствами прошлого, начиная с 12-го века.
Эпоха, в которую жил царь Иван Грозный, характеризуется мощнейшими страстями, огромным вызовом распада и становления Русского государства. И на сегодня эта тема не потеряла свою актуальность, а приобрела даже большую, по сравнению с теми годами, когда великий композитор ее сочинил.
В своем интервью Гергиев отметил, что мировые гастроли Мариинского театра были бы невозможны, если бы не поддержка, как государства, так и государственных и частных компаний, таких как: банки Сбербанк России и ВТБ, компания «Роснефть», а также несколько иностранных компаний.
Если бы не этот патронаж, то многие проекты так и остались бы не воплощенными в жизнь. Например, Пасхальный фестиваль, который состоялся весной, его маршрут пролегал по всей России – от Москвы через Мурманск и во Владивосток. Масштаб этих гастролей был впечатляющим, и оказался под силу только труппе Мариинскому оркестру.
Гергиев поделился и своим мыслями, касающимися нынешней ситуации, связанной с падением рубля. По его словам, государство вряд ли сейчас сможет сохранить оптимистические настроения, которые преобладали еще несколько лет назад. Серьезной помехой к творческой деятельности и поездкам станет ослабление рубля, вследствие чего повышаются цены на билеты, полеты, оплата за услуги гостиниц и прочие расходы.
Такое уже случалось и в 98-м, и 08-м годах - и с этим справились тогда, значит можно справиться и сейчас. По словам маэстро, каждые гастроли для него – это и творческая и дипломатическая акции одновременно, а которой артисты являются послами русской культуры и страны в целом. Именно такие гастроли и говорят о том, каким ценностям для людей служат артисты.