Как обучать музыке самых маленьких по методике "Воспитание талантов" Синити Судзуки?

19.04.2015

Как обучать музыке самых маленьких по методике Воспитание талантов Синити Судзуки?Известный японский скрипач и педагог Синити Судзуки считал, что овладеть игрой на музыкальном инструменте может каждый ребенок при условии правильного подхода к его обучению. Идея начинать обучение детей музыке с раннего возраста возникла у него еще в 1931 году и легла в основу его знаменитой методики музыкального образования детей «Воспитание талантов». Именно в раннем возрасте мозг, слух, голос малыша, как губка, вбирают в себя новую информацию и копируют ее. В этот период дети воспринимают голос матери, усваивают родной язык и воспроизводят малейшие нюансы устной речи. Судзуки считал, что малыш точно так же может различать и звуки музыки. Но для этого ребенок должен постоянно вокруг себя слышать музыку высокого качества, и таким образом, будет заложен фундамент его музыкального образования.

В Америке обучение по методу Судзуки рекомендуют начинать в 2–2,5 года, а европейские педагоги – с 3–4 лет. Поначалу существовала только методика игры на скрипке, но позже были разработаны методики игры для фортепиано, альта, виолончели, гитары, флейты.

Система «Воспитание талантов» – это целая философия, включающая в себя определенные взгляды на воспитание детей. Профессор Судзуки очень большое внимание уделял духовному воспитанию детей, и сам был высокоморальным человеком. Мама одного из воспитанников как-то спросила у профессора: «Станет ли мой ребенок хоть кем-то?». И Судзуки ответил, что, обучаясь музыке, становятся не кем-то, а достойными и добрыми людьми.

Не стоит пытаться сделать из своего ребенка всемирно известного музыканта, зарабатывающего огромные деньги. Главное, стать человеком с добрыми помыслами и чистым сердцем, а такие люди не упустят своего счастья. Основное правило методики «Воспитание талантов»: сначала – характер, потом – способности.

Принципы методики Синити Судзуки

1. Пробудить интерес ребенка к музыке и игре на музыкальных инструментах и постоянно его поддерживать.

Не заставляйте своего ребенка играть на музыкальном инструменте, это только оттолкнет его и убьет в нем любое желание заниматься музыкой. В первую очередь, нужно пробудить в нем интерес не только к музыкальному инструменту, а и к процессу игры, мелодии, эмоциям, которые они вызывают.

Сначала детям вообще не рекомендуется брать в руки инструмент. Они лишь слушают пьесу, которую будут изучать, в записи, наблюдают, как играют дети постарше, педагог, родители. У ребенка возникает желание сыграть так же. Звуки инструмента и мелодия уже знакомы, и малыш хочет испытать радостные эмоции, которые он ранее наблюдал у других. Таким образом, у ребенка возникает длительный интерес.

2. Создать качественный музыкальный фон.

Судзуки считал, что музыка должна стать постоянным спутником ребенка, ее слушание должно войти в привычку. Причем не как отдельное занятие, а как фон, который сопровождает обычную деятельность. Музыкальный материал подбирается в зависимости от того настроения, которое нужно создать. Спокойно, умиротворяюще действуют «Времена года» Вивальди, симфонии Моцарта и Гайдна, а музыка Брамса, Бетховена, наоборот, действуют возбуждающе. Предпочтение следует отдавать широко известным произведениям.

Судзуки считал, что если давать новорожденному слушать какой-нибудь определенный фрагмент произведения на протяжении пяти месяцев, ребенок запомнит эту мелодию. Главное, чтобы взрослые не проявляли своего неудовольствия, постоянно слушая надоевшую музыку. Дети стремятся к повторам и радостно воспринимают знакомые звуки.

3. Постоянно повторять изученное ранее. 

Для того чтобы ребенок не забыл то, что уже знает, нужно постоянно это повторять, а новые умения и навыки подавать, опираясь на изученный ранее материал.

4. Хвалить ребенка.

На занятиях с трехлетками у Судзуки отсутствует слово «плохо». Он никогда не забывал похвалить ученика, а потом поощрял вопросом: «А ты можешь еще лучше?» или «Может, попробуем еще раз?». Профессор считал, что лучше промолчать, чем критикой отбить интерес к занятиям.

5. Привлекать родителей к музыкальному воспитанию.

По мнению Судзуки, положительный результат возможен только при условии взаимодействия педагога, родителей и самого малыша. Родители, по сути, должны стать заменой педагогу дома, вместе с ребенком слушать музыку, ходить с ним на концерты, посещать занятия и заниматься дома.

6. Создавать положительную атмосферу.

Не требуйте от ребенка большего, чем он может на данном этапе. Каждый ребенок уникален, и у каждого свой темп развития. Любые усилия научиться чему-либо новому нужно поощрять. И на занятиях, и дома должна царить положительная атмосфера, чтобы пробудить у ребенка энтузиазм и желание заниматься дальше.

7. Устраивать домашние концерты.

Для мотивации ребенка профессор Судзуки предлагает устраивать семейные концерты, чтобы научить ребенка правильно вести себя на публике. Огромным стимулом для него будет искреннее восхищение его даже самыми незначительными успехами.

8. Уделять большое внимание донотному периоду обучения.

В это время нужно обращать внимание на правильность позы при игре на инструменте, постановке рук, мелодичному звучанию, законченности фраз. Судзуки использовал для подобных целей следующее упражнение: включал фонограмму изучаемого произведения и давал в руки ребенка ненастоящий инструмент, к примеру, деревянную скрипку без струн и настоящий смычок. Малыш делал вид, что играет, а педагог исправлял ошибки в осанке и положении рук. 

Только после достижения результата можно приступать к изучению нотной грамоты. Главное не заучить мелодию, а раскрыть ее содержание, передать эмоциональную окраску. Уже с первых занятий педагог должен обращать внимание на музыкальность и темперамент исполнителя.

9. Обеспечивать взаимодействие ребенка с другими детьми.

Большое внимание следует уделять групповым занятиям, на которых ребенок научится слышать не только себя, а и других. При ансамблевом исполнении закрепляются знания, полученные на индивидуальных занятиях. 

От того, насколько серьезно и креативно педагог отнесется к процессу обучения, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Будет зависеть степень мастерства будущего исполнителя. Но какой бы жизненный путь в дальнейшем ни выбрал ребенок, он везде достигнет успеха и на всю жизнь пронесет любовь к музыке.