Когда не слышно соло
3 октября 2013 г в рамках абонемента № 24 «Звезды XXI века» прошел концерт с участием скрипача Павла Милюкова и пианиста Мирослава Култышева. Молодые солисты Дома Музыки в Санкт-Петербурге играли вместе с Государственным симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова под управлением Сергея Ролдугина.
П. Милюков исполнил концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна в первом отделении. В первой части солист блестяще справился со сложной каденцией, а в средней – с лирическим ноктюрном. Немного мешал восприятию зрителей чересчур громкий аккомпанемент оркестра, из-за чего сложно было расслышать скрипичное соло. Оркестр чутко реагировал на жесты дирижера, но временами аккомпанемент просто не совпадал с соло.
Во втором отделении концерта прозвучал Второй концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. М. Култышев виртуозно справился с филигранной аккордовой и мелкой техникой этого произведения. Мирослав обладает красочным звукоизвлечением, не допускает деревянных нот. Каденция в Allegro brilliante была изумительной.
В сопровождении С. Гиршенко (скрипка) и П. Суссь (виолончель) Култышев исполнил Andante non troppo.
Оркестр играл профессионально и сбалансировано, выполняя, как мог, требования дирижера. Однако музыканты сетовали на непонятные жесты Ролдугина. Дирижер требовал излишнего forte, временами совсем не уместного. В итоге временами солистов – и скрипку, и рояль, не было слышно.
М. Култышев замечательно исполнил соло Второго фортепианного концерта П.И. Чайковского, еще раз доказав, что этот концерт в плане филигранности и музыкальности нисколько не уступает популярному Первому. Было бы хорошо услышать его в исполнении других молодых пианистов.
Общее впечатление от концерта подпортила «борьба» солистов с чересчур громким аккомпанементом. Дирижер, казалось, и не слушал солирующих. Ролдугин - по основной деятельности виолончелист. Как и многие сегодняшние инструменталисты, он взялся без специального образования дирижировать симфоническим оркестром. Возникает правомерный вопрос: можно ли, чтобы за дирижерским пультом стоял дилетант?
Нет сомнений, что без овладения техникой об инструменталисте не может быть и речи. Но можно ли дирижировать оркестром без овладения техникой мануальной? В результате вместо слаженного исполнения мы видим танцы под оркестр.
Настоящий дирижер – это мастер владения жестом, а не словесами.