В музее имени Вернадского состоялся концерт камерной музыки

31.10.2014

В музее имени Вернадского состоялся концерт камерной музыки

29-го октября концертный зал музея имени В.И. Вернадского встречал молодых  музыкантов-соотечественников, являющихся лауреатами международных конкурсов. Среди них: А.Санников (игра на флейте), А.Балашов (игра на гобойе), Н.Агеев (игра на кларнете), А.Самсонов (игра на валторне), И.Каштан (игра на фаготе) и И.Красотина (игра на фортепиано).

Концерт прошел в рубрике «Камерной музыки Франции» и его программа включала: Франсиса Пуленка, Камиля Сен-Санса и Дариюса Мийо. 
Этот концерт был интересен полностью французской программой и редким инструментальным составом: за исключением неизбежного для всех камерных концертов рояля, здесь присутствовали только духовые инструменты. 

Еще в старинные времена, до стандартизации камерных инструментальных составов, и до возникновения устойчивых инструментальных сочетаний, считающихся классическими, композиторы тех времен сочиняли старинную музыку для имеющихся в обиходе инструментов. 

И слушая этот концерт, возносишься в стародавние времена, когда композиторы были так смелы в своих фантазиях, по сравнению с наследниками следующих эпох, опирающихся на творения предыдущих.

Произведения французских композиторов, которые звучали в зале Геологического музея, как будто бы перескочили через эпохи классицизма и романтизма в несколько ранние музыкальные времена. Это ощущение и как будто бы освежало музыкальные сочинения. Начался концерт замечательным звучанием трио, с участием гобоя, фагота и рояля Ф.Пуленка. 

Невозможно недооценить его вклад в музыку 20-х веков, но ценнее всего он во Франции. Некоторые эпизоды его музыки такие узнаваемые для современных слушателей, что создается впечатление о звучании фонограммы старого французского фильма, что создает расслабляющую атмосферу и лирическую непосредственность. 
В игре музыкантов сквозило сплошное удовольствие, все было технично и слаженно. Вторым и последним номером в первом отделении был Сен-Санс с «Каприсом на датские и русские темы» для игры на гобое, кларнете и рояле с флейтой. 

Как необыкновенно было сравнить стиль Ф.Пуленка с Сен-Сансом: пуленковскую гармоническую щедрость вкупе с внезапными творческими ходами, лиризмом, импровизационностью противопоставить строгим сен-сансовским тематическим линиям, графичностью рисунка, классическим рационализмом в построениях. И все же, улавливалась некая общность в принадлежности произведений к музыкальным традициям одной страны, но в разные эпохи. 

Началом второго отделения стала Сонатина для гобоя и фортепиано Мийо, хотя в первоначальном варианте программы была заявлено другое его произведение. Но А.Балашов своей игрой на гобое вместе с И.Красотиной, игравшей на фортепиано, образовали музыкальный костяк, который держал структуру каждого произведения и концерта полностью. Он не сходил со сцены, и его игра была настолько технична, надежна, а при исполнении сонатины такая проникновенная, что все расстройство, возникшее в связи с заменой произведения, просто улетучилось. 

В завершении концерта был сыгран Секстет с флейтой, гобоем, кларнетом, фаготом, валторной и фортепиано Ф.Пуленка. Это прекрасное, со сложной фактурой произведение исполнялось на инструментах молодых интерпретаторов. Валторна привнесла в сочинение пантеистическое звучание, да и все остальные инструменты отлично в него вписались. 

Подводя итог впечатлений от этого замечательного концерта, хотелось бы поблагодарить музыкантов и отметить, что такие музыкальные вечера способствуют развитию слушательских представлений о камерной музыке и об инструментах, ее составляющих. Слушатели могут открывать новые звуки, освежать фантазию, обострять тембровое восприятие, несмотря на исполнение столь прекрасной музыки такими непривычными ансамблями.