Жетыген

25.08.2013

ЖетыгенУ казахов и тюрков жетыгеном зовется древний струнно-щипковый музыкальный инструмент, напоминающий лежачую в горизонтальной позиции арфу или же гусли. У классического жетыгена имеется семь струн, а у прошедшего в наши дни реконструкцию – целых пятнадцать. Особенностью жетыгена является мелодичное и смягченное звучание. Сейчас фольклорные коллективы в своих выступлениях пользуются модными качественными жетыгенами, в которых для того чтобы расширить интервал, увеличили количество струн до пятнадцати. Звуки от струн рождаются колками и движущимися подложками. Самой старой разновидностью жетыгена является ящик, вырезанный из продолговатого сухого деревянного полена.

У такого инструмента колков не было вовсе, да и деки сверху не имелось. Натягивать тонкие струны следовало с внешней стороны вручную. Позже верх музыкального инструмента накрыли декой, изготовленной из древесины. Под все струны с обеих сторон подсовывались асыки, которые играли роль колков. Двигая их, музыкант производил точную подстройку звучания струн. Если сблизить асыки, то строй повысится, а если раздвинуть — понизится. Откуда взялось название Согласно одной из популярнейших версий слово «жетыген» произошло от «жатаккан», что переводится с древнетюркского как «лежачий». Иная расхожая версия предполагает, что «жетыген», возможно, составляют сразу два слова: жеты и аган – «7 песен».

Легенда о жетыгене Давным-давно бедствовал в одном далеком ауле старец, и у него было семеро сыновей. В очень холодную зиму люди стали голодать из-за начавшегося джута (падежа домашнего скота), и в дом старика пришла беда. Все сыновья умерли один за другим. Когда смерть забрала старшего ребенка, угнетенный тоской старик в куске сухого дерева вырезал выемку, протянул струну, поставил под нее подложку и сыграл кюй, который назвал «Родной мой».

Когда умер 2-ой сын, старец натянул 2-ю струну и исполнил кюй «Перебитое крыло». 3-му сыну он сочинил кюй «Любимый мой». 4-му – посвятил импровизацию «Потухший огонь». 5-му сыну отец придумал «Потерянное счастье», 6-му сыну – «Солнечное затмение». Потеряв младшего из сыновей, старик натянул 7-ю струну и сыграл кюй «Горе после потери 7-ми сыновей». Старец, играя на жатыгене переполненные скорбью мелодии, в разных по характеру композициях показал образы безвозвратно ушедших детей. Сочиненные им импровизации не были забыты и исполняются в наши дни в виде кюев (пьес), которые сейчас именуются как «Семь кюев жетыгена».Жетыген